Основы композиции
10 необходимых правил для построения кадров в фото, видео и живых фотографиях
Дмитрий Мигунов
Автор
На странице я постарался показать больше фото-примеров и меньше текста. У меня получилось. От этого страница вышла довольно длинной. Пользуйтесь навигатором, я его спрятал в меню-гамбугер вверху справа.
Композиция – это гармоничное размещение объектов в кадре
Лень читать? Смотрите видео. Но лучше прочитайте и посмотрите;)

1
Правило третей
Включите сетку для камеры своего телефона Настройки → Фото и камера → Сетка. И не выключайте.
Сетка помогает следовать правилу третей. Когда мы смотрим на снимок, то в первую очередь смотрим на точки пересечения линий, так называемые центры внимания.
Это наиболее предпочтительные области для размещения главных объектов в кадре.
Правило третей работает и на вертикальной фотографии.

Не знаю, правда, что выделял фотограф на этом фото, мне кажется кран. Но может и груз. Может и то и другое, в любом случае у него получилось.
В портретной вертикальной фотографии, это правило тоже используется, но не так категорично. Глаза, главный акцент, ставят выше или ниже точек пересечений.

Вообще, правило третей, придумано для правила Воздух (о нем ниже). Трети – чтобы объект был на своем месте. И чтобы между объектом и краем кадра оставалось достаточно пространства, воздуха. Но в вертикальных портретах воздух нужен между героем и камерой, поэтому можно и не соблюдать.

2
Воздух
Фотография – это история, не дайте истории закончиться не начавшись. Дайте истории воздух. Это правило работает для любого жанра фотографии.
Если объект движется, то дайте больше воздуха в той части кадра, куда движется объект.

На этом кадре ⇩ велосипедист уезжает из кадра. Мы не знаем, что его ждет, он упирается в край кадра и оставляет за собой ненужное пространство.
Так лучше ⇩, видно, что ждет его (нас) впереди
Взгляду тоже нужен воздух, оставляйте больше пространства там, куда смотрит человек
На взгляд животных правило Воздух тоже распространяется.
Дайте объектам пролететь, проплыть, проехать, проползти по кадру.
Правило работает не только налево и направо, но и верх-низ – куда движется или смотрит объект, там нужен воздух.
Если кажется, что профессиональный фотограф не следует этому правилу, то это только кажется, так задумано.

3
Напряжение
Если "отрежете" человеку лоб, создастся ощущение, что у человека в кадре настигла тоска или мысли недобрые, или просто плохое настроение.
Обратите внимание на направление взгляда грустных и печальных фото, чаще всего фотографы, возможно и сами того не подозревая, ставят взгляд справа налево. Мы, те кто пишет слева направо, движение вперед тоже видим слева направо, поэтому взгляд справа налево воспринимаем, как взгляд в прошлое.
Чем ниже отрезаем лоб, тем большее напряжение создаем.
Животные тоже грустят.
Напряжение можно создать не краем кадра, а, например, горизонтом.
Или крышей авто. Даже не закрывая верхнюю часть головы, отрезая лоб фоновой линией, можно создавать напряжение.

4
Хорошее настроение, легкость
И обратный эффект. Если хотите сделать снимок радостным и легким, то дайте воздух между головой человека и краем кадра, чем больше воздуха, тем легче кадр.

Вот так тяжело ⇩
А вот так легко ⇩
Тяжело ⇩
Легко ⇩

5
Горизонт
Старайтесь не заваливать горизонт, держите линию горизонта ровно, чтобы не создавалось ощущение, что все в кадре свалится в ту сторону, куда идет наклон.

Так не надо ⇩
Ровный горизонт – хорошо ⇩
Не ставьте линию горизонта посередине кадра.

Вот так не надо ⇩
Определитесь, что хотите показать больше, верх или низ.

Лучше так ⇩
Или так ⇩
Когда делаете отражение, не показывайте две одинаковые картинки, не показывайте полное отражение объекта, оставьте что-то одно, лучше отражение.

Фото отличное, но можно улучшить. Нет тайны, нет секрета, здесь видно и облака, и их отражение в воде. ⇩
Что находится наверху мы узнаем из отражения, поэтому небо режем. И отражением открываем секрет, что там, в небе... ⇩

6
Отрезайте руки и ноги правильно
Как бы это не звучало, но культи в кадре смотрятся плохо. Вот схема – зелеными линиями показано, как можно резать, красными, как не надо.
После сустава можно, до сустава нет. Так не надо резать⇩
И так не надо резать⇩
Лучше так ⇩
Можно отрезать не только краем кадра, но и, например, горизонтом. Чаще всего отрезают голову.

7
Движение – слева направо
Так устроен наш взгляд, мы воспринимает движение слева направо. Поэтому, если хотите показать движение вперед, а не назад, то следуйте этому правилу. Наверное, это происходит потому что мы пишем слева направо и я не знаю, как воспринимают движение те, кто пишет справа налево.


Поезд въезжает в кадр ⇩
Уезжает из кадра ⇩

8
Ритм
Не музыкальный ритм. В фотографии под ритмом имеется ввиду повторяющиеся детали и линии.
Задача ритма увести за собой внимание зрителя и в идеале к чему то привести.
Еще лучше, когда заданный ритм "сбивается" главным объектом

9
Правило трех
Об этом правиле мало где говорят, но профессиональные фотографы помешаны на правиле трех. Стараются сделать такой кадр и восхищаются снимками коллег, у кого это получилось, особенно в репортажной съемке.
Особенно хорошо, если в кадре собирается три пятна одного цвета

10
Ошибки
Скажу только об одной ошибке, которая портит тысячи фотографий – что-то "растет" из головы, например столб или дерево. Следите за фоном.
Еще немного рекомендаций напоследок:

  • Старайтесь, чтобы в кадр не попадали ноздри
  • И чтобы нос не выходил за контур лица
  • Меньше белков в глазах
  • Портрет во весь рост фотографируйте от груди
  • Детей фотографируйте на их уровне, а то получаются большие головы.
Практика
Правила композиции распространяются на фото, видео и живые фотографии. Записывайтесь на курс по созданию живых фотографий для смартфонов, потренируетесь и приобретете прибыльный навык. Подробнее.